Появление исторического портрета в России восходит к петровскому времени. Мода на портреты исходила непосредственно от императора и его сподвижников. На исторических картинах первой четверти XVIII века изображены государственные мужи, облаченные в рыцарские доспехи, с повязанным на талии шарфом, в высоких ботфортах и шпагой на боку. Подобные исторические портреты впоследствии заняли в дворцовых и усадебных портретных собраниях самые почетные места. От них в России было принято вести портретную родословную.
По сравнению с петровской эпохой, исторический портрет времен царствования Елизаветы Петровны претерпел значительные изменения. Военный мундир был заменен шитым золотом кафтаном. Художники предпочитали на портретах изображать исторических героев в театральных позах.
«Золотым веком» русского исторического портрета называют время правления Екатерины II. В историческом портрете сохранилась традиция парадного портрета, сходная со стилистикой хвалебной оды: эффектная поза модели, взятой в полный рост, дорогие аксессуары, драпировки, колонны, драгоценные украшения и сверкающие ткани, насыщенный активными цветами колорит.
Следующий важный период развития исторического портрета связан с войной 1812 года и традициями романтизма. Главным живописным памятником новому историческому поколению стала Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. Повсеместно в моду вошло создание исторических галерей героев войны.
Начиная с 1830-х годов новыми историческими героями стали писатели, поэты, композиторы. На исторических портретах они все чаще изображались в светском костюме. Сегодня часто заказывают портреты по фотографиям современников в историческом облачении, соответствующем той или иной исторической эпохе.